Отношение этики к насилию и жестокости в разнообразных их формах являлось темой активного обсуждения в течение всей истории жизни людей. За этот период возникло множество разнообразных мнений об этом вопросе. Ведь войны, политические интриги и множество аморальных действий, существующие многие тысячи лет, к сожалению, есть неотъемлемая часть греховной жизни в нашем мире. При этом совесть большинства из нас указывает на неправильность такого положения дел. И никакие доводы эгоистического и безбожного характера не могут быть сильнее голоса Божьего в человеке. Совесть требует от каждого, чтобы мы следовали высшим моральным стремлениям в наших душах. Через эти чувства проявляется воля Господа, которая стремится сделать нас праведными. Всякое добро, существующее в мире, даёт нам Бог, а зло это всегда отступление от Бога и потеря с Ним связи.
Апостол Иоанн Богослов учил: «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы» (1Ин.1:5). Этот Свет и создаёт всякое добро: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Также следует сказать, что с точки зрения христианства любое зло совершается против воли Господа и не может иметь никакого оправдания. Как учит апостол Иаков: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:13-15).
В Царстве Божьем нет ничего, отмеченного злом и грехом, ибо оно есть мир абсолютного этического совершенства, своим Законом имеющее Божью волю, которая во всём исходит из любви к своим творениям; ведь слова «Бог есть любовь» (1Ин:4-16) являются одними из наиболее глубоких словесных выражений о Божьей Сущности. Можно сказать, что величайшая заповедь Господа «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостию твоею и всем разумением твоим и ближнего твоего как самого себя» (Лк.10:27) — это фундамент, на котором основан Закон Божий, а он есть совокупность ценностей, из которых должна исходить вся наша мораль. Христианам нужно жить по евангельским словам «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк.12:33), а также по апостольским установлениям: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:8—10), «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14), «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете» (Иак.2:7-9). Даже если в условиях жизни окружающего мира и общества многое мешает жизни по этим Божьим законом, это не может оправдать наше отступление от них. И силу для исполнения заповеди о любви к Богу и ближнему мы должны искать, в первую очередь, у нашего Небесного Отца.
Именно Божья любовь есть то, что объединяет, цементирует весь наш мир, без неё он всецело перестал бы существовать. Всё добродетельное в мире пронизано светом Христовым. Господь учит, что кому бы мы не делали добро, мы, в конечном итоге, делаем его Ему; в этих словах раскрыт факт духовного единства мира: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:34-40).
Нельзя забывать ни о стремлении к собственному спасению, ни о духовном и телесном благополучии ближних. В этом заключается первостепенный христианский долг.
Из любви Господней исходят и такие заповеди Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7); «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9), которые и должны служить постоянным мерилом отношения людей ко всем формам насилия и жестокости. Всё греховное, тем более связанное с причинением страданий чему-либо невинному живому, является злейшим нарушением воли Божьей. Ведь даже в отношении к врагам, согласно учению Господа, следует, как известно, поступать так: «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5:39-41). И также: «люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44,45). Христос осуждает любое насилие над невинными в словах: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26: 52), где, можно думать, подразумевается то, что во всех, даже вызванных необходимостью видах насилия совершающим его следует осознавать, что по законам природы и духа данные деяния никак не могут остаться для них без тех или иных последствий, что следует из принципа: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7), указанного апостолом Павлом. Лишь в случаях защиты невинных добрых существ насилие может быть допущено, не переставая, однако, оставаться греховным, пусть и являясь меньшим злом, чем неоказание помощи, ведь ученик Христов обязан «делать добро всем…» (Гал.6:10), оказывая помощь страдающим. Разумеется, что, например, во время военных действий не может быть ни в каких случаях оправданно убийство мирных жителей, слабых, невинных детей и стариков! Мы знаем, Кто есть главный Спаситель детей и невинных страдальцев: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:1-6); «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). Военное насилие не должно выходить за рамки наказания неисправимых иными способами преступников. При этом понятно, что все формы жестокости неотделимы от эгоистических чувств, даже если в мотиве и стремлениях человека нет желания нанести вред: в боли, причинённой жестокостью, всегда содержится элемент зла и греха. Богу угодно только доброе, находящееся вне ненависти от пороков. Следование добродетели есть единственный путь к истинному благу и истинной мудрости: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3:14-18). Можно говорить, что всё доброе имеет своим истоком праведный райский мир, грех же, особенно ненависть и жестокость – ад, мир злых духов. Господь говорит насколько духовно опасен даже несправедливый гнев: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака́» (пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22). Поэтому следует сказать, что отмеченные ненавистью и не милосердием слова являются тоже крупным грехом, который возникает в людях от внушений дьявольских сил: «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6), «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон» (Иак.4:11).
Следовательно, у всех людей есть лишь выбор между состраданием и жестокостью, что тождественно, с точки зрения христианства, выбору между жизнью и смертью в духовном смысле.
В контексте морали сострадания и любви следует понимать и подтверждённый Господом Иисусом Христом принцип, известный как «золотое правило нравственности»: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12), который не может быть отделён от христианской морали и праведной жизни верующих.
Важно помнить, что если верующие христиане, следуя заповедям Господним отвергнут все формы насилия и жестокости, то с ними будет по указанным далее словам Господним: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31,32).
Евгений Синчук