О сострадании и ответственности в отношении к бедным
Можно выделить три вида отношений добродетельного человека к миру с христианской точки зрения. Во-первых, по отношению к Богу и духовным силам — это благоговение. Во–вторых, по отношению ко всем живым существам — это сострадание или жалость. В-третьих, по отношению к собственной совести — это стыд, внушающий отвращение к низменным поступкам.
И тут имеет смысл сказать, что предельно важными объектами сострадания для моральной личности являются малоимущие, бедные люди, в первую очередь дети и немощные, пребывающие в таком положении. Все, кто находится в более благополучных социальных обстоятельствах, обязаны делать всё возможное, чтобы улучшить их жизнь. Именно к этому обязывает христиан Христова заповедь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Мы все должны всегда, когда встречаем просящих о помощи бедных помнить и такие евангельские слова: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). Здесь также следует мысленно стремится к тому, чтобы, насколько возможно, осознавать страдания этих несчастных людей как свои собственные, поступая по закону Господнему: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). Следуя состраданию, все мы тем самым выполняем волю Божию, что есть благоговение перед ней и избегаем низких поступков, вызывающих стыд.
Но тут следует сказать несколько слов об ответственности перед Богом за нищих людей, которая должна иметь место в сознании тех, кто оказывает им помощь. Вообще у тех, кто имеет более высокое имущественное или же общественное положение, должен лишь увеличиваться уровень их обязанностей по отношению: к исполнению божественных заповедей, с одной стороны, а также к находящимся в более низком состоянии, чем они, — с другой. Это есть их долг служения перед Богом. По словам Евангелия: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48). Тот, кто обладает чем-то большим, чем другой, будь то в духовной или же материальной сфере, обязан оказывать помощь нуждающемуся со смирением, понимая свою деятельность, как особого рода служение, но не как повод для какой-либо гордости или превозношения. Об этом также говорит божественная заповедь, где один из смыслов — утверждение приоритета смиренных: «И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк.13: 30).
Из этого можно сделать вывод, что помощь страдающим ближним для всех нас есть драгоценный шанс приблизить свою жизнь к Царству Божьему, дабы исполняя волю Божию по заповеди «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостию твоею и всем разумением твоим и ближнего твоего как самого себя» (Лк.10:27), войти в число тех, о которых Господь говорит: «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29), но не тех, кто следуя лишь собственной выгоде, презирали несчастных невинных страдальцев, а в результате своей жизни потеряли связь с Богом, как видно из слов, обращённых к поправшим добродетель людям: «не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк.13:27). Но и на этом пути, увы, лишь немногие из обладающих большими возможностями могут всецело исполнить свой долг совести, обязанность, к которой все мы побуждаемы своим собственным сердцем, когда видим страдания бедных и немощных и имеем возможность им помочь. Для всецелого исполнения этого нравственного принципа необходимо поступать по словам Христа, адресованным к богатому юноше: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф.19:21). Конечно же, если состоятельный человек всю свою жизнь и имущество посвящает помощи нуждающимся, то он тем самым исполняет эту заповедь, даже имея значительную личную собственность. При этом критерием правильного пути должны выступать глубокое сострадание и отсутствие какого-либо лицемерия, как сказано в этом случае Господом: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:1-3). Соблюдающий эти условия богатый человек поступает милостиво и это делает его достойным милосердия Божьего, что следует из Христовой заповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7).
При этом надо понимать, что евангельские заповеди, касающиеся страдающих и нищих, призывают к оказанию как внутренней, нравственной, религиозной, так и внешней, материальной помощи. То есть мы должны делать и всё необходимое для спасения душ бедных людей. Одной из главных обязанностей со стороны верующих во Христа к малоимущим является и проповедь им христианства, эта обязанность заповедана в словах Господа: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Христиане обязаны по возможности научить этих людей высшим нормам этики и открыть им значение Личности Христа. Как известно, в среде людей, оказавшихся на периферии общества, одними из самых распространённых пороков являются алкоголизм, воровство, сквернословие. Нередко результатом множества душевных и телесных страданий нищих является потеря многими из них веры в духовные идеалы. И именно обязанностью христиан, заботящихся об этих бедняках, является воскрешение, либо же утверждение в душах этих людей высоких нравственных и религиозных ценностей.
В данном случае было бы уместным сказать, что те из неимущих, кто благодаря помощи людей более состоятельных, обрел нормальное духовное и материальное состояние, обязаны быть благодарными к оказавшим им помощь. Особенно это касается тех кто, например, получил работу у заботящегося о нём благочестивого христианина. Такой человек обязан соблюдать, в первую очередь, по отношению к своему нравственно достойному работодателю долг уважения, любви и покорности. И тут можно заметить, что те слова апостола Петра, где говорится о необходимости повиновения слуг господам, а именно: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам» (1 Пет.2:18), не имеют чего-либо общего с какой- либо апологией тиранства и унижения. Они, наоборот, побуждают к тому, чтобы те люди, которые находятся духовно или же социально на более низкой ступени, чем их благодетели, от всего сердца искренне и нелицемерно воздавали должное уважение и послушание тем, кто своей добродетелью заслужил их. Здесь уместно говорить о двух видах нравственного служения. С одной стороны, те, кто оказывает помощь нуждающимся, должны основывать свою благую работу на таких Господних словах, как: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:26-28) и жить ради служения Богу и людям, считая, например, страдания своих подчинённых своими страданиями, а их благополучие – своим благополучием. С другой стороны, те, кто подчинён своему добродетельному благодетелю, будь то по причине благодарности за добро, либо же в связи со своей работой, обязаны направлять свою жизнь в то русло, которое указывает им этот человек, который превосходит их как своими знаниями, так и по нравственному уровню. Здесь можно вспомнить, что Христос говорит: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин.5:30). В этих словах все мы должны находить для себя высший образец. Господь оставил нам Свой пример «дабы мы шли по следам Его» (1 Пет.2:21). Сущность покорности Христа воле Бога Отца разумеется настолько высока и запредельна для нашего сознания, что выразить весь её сокровенный смысл человеческим языком едва ли возможно. И всё же верующие христиане обязаны следовать великому Господнему примеру в своей жизни, пусть и в той лишь мере, насколько это позволяет уровень их духовности и понимания. В Господних установлениях заключён наилучший образец правильного повиновения своим праведным господам со стороны подчинённых лиц. При этом никогда не следует забывать, что с точки зрения христианства любовь людей друг к другу и есть основа всех межличностных взаимоотношений в добродетельно живущей общественной среде. Поэтому сущность деятельности индивидов, в первую очередь, должна быть направлена на служение Добру. Апостол Пётр также говорит о сущности этого жизненного идеала, который при правильном понимании определяет и отношение к бедным, и взаимоотношения подчинённых и начальства: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь» (1Пет.2:17).
То есть, мы имеем обязанность жить в обществе так, чтобы не допускать тех греховных поступков, которые оскорбляют нашу совесть, заключённый в ней закон любви. Так как «Бог есть любовь» (1Ин:4-16), то и страх или же стыд запятнать злом наше внутреннее добро и есть правильный страх перед Господом, так как разрушая злодеяниями благое в своих душах и во внешнем мире, мы наносим оскорбление и Источнику всякого блага, ведь, по словам апостола Иакова: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Это и есть та боязнь Бога, о которой и говорит апостол Пётр, страх жить не по совести – это, пожалуй, единственное, чего по-настоящему и следует бояться. Именно здесь и может быть обнаружен корень необходимой людям ответственности друг перед другом в обществе. Мы ответственны перед Богом и нашей совестью за преданное следование нравственным нормам, нам нужно понимать, что игнорирование их есть духовная смерть. Выбирая добро или зло нужно осознавать это. Так, например, тот богатый, который жертвует своим имуществом будь то на спасение людей от болезней и смерти, либо же на содействие укреплению духовных ценностей в обществе; военный чиновник, не допускающий во время боевых действий гибели какого-либо несовершеннолетнего или же невинного; человек, рискующий своей жизнью и спасающий детей от гибели, — все они, каждый на своём месте и в индивидуальном положении ответственно исполняют закон Христов.
Христианские сострадание и ответственность — это путь к святости сердца. Святой Исаак Сирин предельно глубоко описал то внутреннее состояние, которое как в прошлом, так и в настоящем обрели очень немногие люди, но которое, тем не менее, должно быть целью всей добродетельной жизни для каждого из нас: «И что такое сердце милующее?» — и сказал: «Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению во всем Богу» (Слово 48).
Почти никто из нас не может вместить это великое чувство полностью. Мы, в отличие от немногих святых подвижников духа, не можем иметь, например, жалость к демонам. И ведь при отсутствии у большинства из нас чистого от страстей высшего сострадания стремление к подобному было бы скорее духовно опасно. Но при этом и мы способны, даже если нам потребуется приложить все свои возможности, научиться воспринимать боль каждого человека и любого живого существа, как свою собственную и, следовательно, любить их, оказывая любую возможную добродетельную помощь. При содействии Божьей благодати мы способны поступать по указанному Христом закону совести: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).
Евгений Синчук