Творчество, эмоции и игра чувств

На сцене Духовно-образовательного центра Белорусской православной церкви сватовство Марфуши. Сказку «Морозко» репетирует театральная труппа братства в честь апостола Иоанна Богослова Минской епархии Белорусской православной церкви. Молодые актеры выступают со спектаклем в домах-интернатах, больницах, детских домах.
 

Марфуша жирно красит губы в красный цвет, чтобы быть заметнее для жениха. Мимика невесты очень красноречивая. Эмоции меняются мгновенно. Марфуша кричит, топает ногами, плачет и смеется. У Анастасии Яковенко напряженная роль:

– Трачу много сил, играю, выкладываюсь.

Марфуша – ее первый персонаж в любительском театре. Для его воплощения Анастасия использует опыт, полученный в театральном кружке пантомимы. Об этой студии узнала случайно в разговоре с другом. Для Насти Марфуша не просто героиня. В ней она узнает свое альтер эго:

 Мне было печально, когда находила у себя схожие с ней черты. Осознавала, над чем мне надо работать, чтобы не быть похожей на Марфушеньку в жизни. Благодаря театру я стала увереннее в себе.

Сюжет закручивается. Маман по прихоти дочери укутывает лицо падчерицы Настеньки в тряпку, которой та только что мыла пол. Сваты не должны догадаться, что в этом доме есть кто-то краше ее Марфушеньки.

Обычно труппа адаптирует известные сказки. Художественный руководитель Елена Скворцова рассказывает:

– Часто наши зрители – дети с особенностями, и сюжет им должен быть понятен. Стараемся, чтобы получалось весело и задор­но. По времени представление идет 20–30 минут, так как особенные дети не могу­т долго удерживать внимание. Идея добр­а и зла основная. Планируем работать над спектаклем «Бременские музыканты», гастро­лируем на Пасху и Рождество. Еще раз на­поминаем о великих церковных событиях. Мы приносим новые эмоции и впечатления, дарим праздник.
 

К тому, что происходит на сцене, невозможно оставаться равнодушным. Эмоции актеров заражают. Елена признается:

– Нам хлопают, подпевают, зрители реагируют очень эмоционально. Вообще, в интернатах нам всегда рады. Это вдохновляет.

Приносить радость людям – не единственная цель участников труппы. Не менее важно развивать себя, совершенствовать свои качества, уверена художественный руководитель:

– Учиться прощать, любить, принимать людей такими, какие они есть. Мы собрались здесь, чтобы расти над собой.

Елена, учитель белорусского языка и литературы, сама окончила театральный класс в школе, начинала играть, потом режиссировать в театре другого братства. Уверена, нужно обладать особыми качествами, чтобы работать на сцене. И сами по себе они не возникают. Задатки не­обходимо постоянно развивать.

Андрей Скорина ждет свой выход и наблюдает за партнершей. Его герой Иванушка, напыщенный и своенравный, по ходу пьесы превращается из гордеца в того, кто готов помогать. Андрей программист. Театр для него – хобби. Он, например, долго работал над голосом.

Режиссер вспоминает:

– Я постоянно напоминала ему: «Громче». И на спектакле он меня удивил. Его обычно тихий голо­с зазвучал.

Все что-то преодолевают. В студию приходят разные люди. Некоторые очень зажаты, но по мере работы над собой раскрепощаются. Ребят манит сюда не только интересное увлечение и возможность переключиться после трудового дня, но и атмосфера, заверяет Андрей:

– Театр сплачивает. Мы вместе собираемся, общаемся, обретаем здесь друзей.

Александр Пасечных играет в «Морозко» жени­ха:

– Моя профессия требует выверенных математических расчетов и умственного напряжения. А в театре творчество, эмоции и игра чувств.

На репетицию заглядывает руководитель братства Мария Шаплыко. Мария, дочь священника, в соборе с детства. Приходила с родными. Пела в хоре. Участвовала в молодежных движениях. В братстве семь лет. Здесь встретила близких по духу людей. Учитель белорусского языка и литературы, магистр языкознания, Мария характеризует молодежное объединение при Минском Свято-Духовом кафедральном соборе такой пословицей:

– Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

kosiykova@sb.by