память святой великомученицы Варвары

Вышел новый выпуск духовно-просветительского листка «Свете Тихий»

Святая жила в конце третьего столетия в Илиополе Финикийском (Малая Азия). Была единственной дочерью знатного язычника по имени Диоскор. Отличалась мудростью и особенной красотой – и была заперта своим властным отцом в высокой башне, подальше от посторонних глаз.

Пребывая в одиночестве, юная Варвара находила утешение в том, что сидела у окна и любовалась красотой окрестностей. Она наслаждалась видом холмов, тающих вдали, нежной зеленью долин, белизной облаков, плывущих по небосводу…

Когда же наступали сумерки и мириады светильников один за другим зажигались на потемневшем небе, девическая душа Варвары охватывалась восторгом и жаждой познать Того, кто создал эту дивную красоту.

Ответы языческих философов не удовлетворяли её пытливый ум. И после долгих размышлений Варвара пришла к выводу, что где-то там, над небесами, должен быть один Творец. Добрый, премудрый и всемогущий…

Когда девица достигла совершеннолетия, отец решил выдать её замуж. Толпами стали приходить к ней женихи, но она под разными предлогами отказывала им. Решив, что дочь стала нелюдимой от продолжительного затвора, Диоскор разрешил ей выходить из дома и общаться с людьми.

По Божьему устроению Варвара познакомилась с христианскими девицами и от них узнала о Боге-Творце. Уверовав во Христа, она тайно от своего отца приняла крещение, но не могла долго скрывать свою веру.

По просьбе Варвары в строящейся для нее бане каменщики устроили три окна, вместо двух, которые велел прорубить Диоскор, а на мраморе начертали крест. Девица объяснила отцу, что три окна символизируют Святую Троицу, а крест начертан в память о распятом Спасителе.

В припадке гнева Диоскор хотел тут же зарубить ее своим мечом, но Варвара убежала…  Нашли её только на следующий день и поместили в темницу, лишив всякой пищи.

Затем Диоскор выдал Варвару правителю города Мартиану и сказал: «Делай с нею что хочешь. Я отрекаюсь от неё».

Мартиан, прельщенный красотой девицы, пытался ласковыми словами убедить ее отречься от христианской веры и принести жертву языческим богам. Варвара решительно отвергла его предложение и мужественно перед всеми объявила себя верующей во Христа как в Бога и Спасителя людей.

Это заявление девицы привело правителя в ярость, и он подверг её жестоким истязаниям. Варвару бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнём… В своих страданиях святая непрестанно молилась Богу, возлагая на Него всё своё упование.

После пыток святая была брошена в темницу. Здесь она удостоилась явления Самого Христа Спасителя, исцелившего её от ран и обещавшего ей великую награду на Небе.

Утром палачи пришли в темницу и к своему изумлению нашли мученицу в совершенном здравии. Но не вразумились и приписали исцеление своим богам. Правитель вновь стал принуждать святую к принесению жертвы идолам, но она оставалась непоколебимой. Тогда подвергли ее новым, еще более жестоким пыткам…

Видя, что ни пытки, ни лесть не могут заставить христианку отречься от своей веры, Мартиан повелел отсечь ей голову. Для большего издевательства приказал вывести её на казнь обнаженной. Но Господь сотворил чудо для утешения страдалицы: неземной свет окутал ее как бы одеждой, и нечестивцы не увидели её наготы. Перед казнью святая Варвара молила Бога, чтобы все, кто будут вспоминать о ней, были избавлены от внезапной смерти. Господь принял просьбу мученицы.

Усечение мечом совершил сам Диоскор…

Праведный суд Божий над мучителями не заставил себя долго ждать. В тот же день отец Варвары и правитель были убиты молнией, которая испепелила их.

Согласно преданию, мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в VI веке в Константинополь, спустя пять столетий – в Киевскую Русь. Сегодня мощи святой великомученицы хранятся во Владимирском соборе Киева.

***

День памяти святой великомученицы Варвары является особым днём для Свято-Духова кафедрального собора города Минска. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь святой.

Спасо-Преображенский монастырь — утраченный женский католический, а впоследствии православный монастырь в столице Белоруссии Минске.

Бенедиктинский период

Монастырь бенедиктинок был основан в Минске в 1633 году каноником из Вильно Войцехом Селявой, купившим для него два дома и участок земли на Сборовой (впоследствии — Преображенской, по названию православного монастыря, а ныне — Интернациональной) улице. Первые монахини прибыли в него из монастыря бенедиктинок в Несвиже.

В конце 1640-х годов началось строительство каменных зданий взамен деревянных по проекту архитектора Андреаса Кромера, которые, ещё не будучи завершёнными к моменту занятия Минска войсками царя Алексея Михайловича, сильно пострадали во время боевых действий. Тем не менее, монастырь был восстановлен в 1670-е года, а в 1682 году при настоятельнице Катажине Свирской реконструирован по проекту архитектора Тамаша Романовского. При этом монастырь приобрёл барочный облик, а с юга к монастырскому костёлу святого Войцеха был пристроен отапливаемый двухэтажный корпус. На его первом этаже находились трапезная, кухня, пекарня, камора и некоторые из келий, большая часть из которых располагались на втором этаже. Под корпусом находился склеп.

В 1795 году главой монастыря была Виктория Галинская (1833 г.р.).

В 1871 году монастырь был упразднён. 12 его монахинь-бенедиктинок были переведены в монастырь в Несвиже, выходцами из которого были первые насельницы монастыря.

Православный период

В 1872 году в здании бывшего монастыря бенедиктинок расположился православный женский монастырь первого класса, в который были переведены монахини упразднённых третьеклассных Варваринской в Пинске и Троицкой в Вольне (Новогрудский уезд) обителей. При монастыре был устроен сиротский приют.

К 1873 году монастырь был перестроен в русском стиле по проекту архитектора Сергея Иванова. Верхние ярусы башен и фронтон были разобраны и заменены трёхъярусной шатровой звонницей из дерева, обшитой железом. Надстроены были и пять куполов. В 1874 году бывший костёл был освящён в честь Преображения Господня. Монастырь был необщежительным (то есть всё необходимое монахиням приобреталось на их жалование, помимо общей пищи), и находился под управлением игуменьи; в нём также хранилась частица мощей святой Варвары Илиопольской.

Упразднение и уничтожение

В начале 1920-х годов монастырь был ликвидирован советской властью, а продолжавший функционировать храм был закрыт в 1930-е годы. Бывший костёл и православный храм стал использоваться как клуб, а остальные постройки монастыря были разобраны. Во время немецкой оккупации Минска в годы Великой Отечественной войны, 17 августа 1941 года богослужения в храме были возобновлены, и вскоре в нём собрались двенадцать насельниц, до закрытия храма в 1925 году подвизавшихся в этом монастыре.

После занятия города советскими войсками богослужения вновь прекратились. Храм был закрыт и разобран в 1960-е годы; на его месте было построено здание Генеральной прокуратуры Беларуси построили здания кинотеатра «Победа».

Одна из настоятельниц монастыря бенедиктинского периода его истории Клотильда Войнилович похоронена в Минске на Кальварийском кладбище, над её могилой сохранился чугунный крест.

Каждый вторник в 17 часов совершается Акафист Святой Варваре с выносом ковчега с частицей её целебных мощей.

Свете Тихий №7 от 16.12.2022