Вышел новый выпуск духовно-просветительского листка «Свете Тихий»

24 мая в день памяти святых равноапостольных Мефодия (+ 885 г.) и Кирилла (+ 869 г.), учителей Словенских Православная Церковь отмечает особенный праздник День славянской письменности и культуры. Это торжество  неразрывно связано с именами этих святых, потому что благодаря их миссионерскому подвигу была фактически создана славянская письменность.

Происхождение  праздника славянской письменности идёт из Болгарии, где впервые отметили это событие в 1803 году.  В Русской Православной Церкви этот день начали праздновать в 1863 году – в год тысячелетия с момента создания славянской азбуки святыми братьями Мефодием и Кириллом – также было принято решение почитать память этих угодников Божиих совместно в один день. В период богоборческих гонений на Церковь, праздник был забыт на долгие годы, вплоть до 1985 года. Когда Православная Церковь особенно торжественно отпраздновала 1100-летие со дня преставления равноапостольного Мефодия. Начиная со следующего года праздник вышел за церковные рамки и стал широко отмечаться общественностью как «Праздник письменности». Вскоре это торжество получило официальный  государственный статус.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий были братьями. Родились и выросли они в византийском городе Солунь. В окрестностях этого города в то время проживало многочисленное славянское население, поэтому уже с детства им был известен один из славянских языков. Мефодий в молодости сделал административно-военную карьеру, был управляющим византийского княжества со славянским населением. Около 852 года он принял монашеский постриг, а позднее стал игуменом. Кирилл уже в юном возрасте проявлял выдающиеся лингвистические способности и тягу к наукам, учился в Константинополе у крупнейших ученых того времени – Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха). После обучения он также принял сан священника и преподавал философию. В IX веке Моравский князь Ростислав обратился к императору Михаилу III с просьбой перевести христианские богослужебные книги на славянский язык и отправить в Моравию учителей, которые смогли бы читать проповеди на родном для славян языке. Это миссия была поручена святым братьям в 863 году. Император был уверен, что они справятся с ней лучше всех. Славянская азбука была создана святым Кириллом, ему помогал брат Мефодий и ученики Климент, Наум, Горазд, Савва и Ангеляр. Когда были переведены на славянский язык Псалтирь, Евангелие и избранные службы, братья отправились в Моравию. Там они начали проводить богослужения на славянском языке и учить письменности местное население.

Поистине вклад святых Кирилла и Мефодия в распространение православной веры и развитие грамотности на Руси неоценим. Братья канонизированы и почитаются как святые на Востоке и  Западе. Православная Церковь почитает Солунских братьев как равноапостольных, как великих угодников Божиих, которые принесли славянским народам Евангелие и весть о Христе Воскресшем. Их миссия сыграла огромную роль в духовном просвещении народов. Внеся огромный вклад в создание нашей азбуки, они дали нашим далеким предкам возможность общаться друг с другом и читать великие источники знаний и в первую очередь, книгу книг, книгу жизни – Библию.

Насколько важно Священное Писание для христианина?

Священное Писание имеет Божественное происхождение, потому является особенно важным для каждого христианина. Наряду со Священным Преданием это важнейшая часть Божественного Откровения. Господь наш Иисус Христос называл Священное Писание: «Словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4,7,10). Священное Писание открывает человеку Божественную истину и тайну Бытия Божия: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоан. 6, 68). Чтение и изучение Священного Писания вменяется в обязанность верующего человека. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». (1 Тим. 4: 16). Писание просвещает изменяет и возрождает человека: «Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго  и пребывающего вовек» (1Пет.1:23).
Упражнение в чтении Божественного Писания, по словам святого Иоанна Златоуста: «Есть безмятежная пристань, нерушимая стена, непоколебимая крепость, неотъемлемая слава, несокрушимое оружие, невозмутимое благополучие, постоянное удовольствие и всякое добро, какое только можно представить. Оно прогоняет уныние, сохраняет благодушие, бедного делает богаче богатых, богатым доставляет безопасность, грешника делает праведным, праведного поставляет в безопасном убежище, исторгает существующее зло, насаждает несуществовавшее добро, прогоняет злобу, возвращает к добродетели, и не только возвращает, но и укореняет её и делает постоянной, составляя духовное врачевство и некоторую Божественную неизреченную песнь, умерщвляющую страсти. Оно исторгает терние грехов, очищает ниву, сеет семена благочестия и доводит плод до зрелости». (Беседы Свт. Иоанна Златоуста на псалмы, т. 2, стр. 539).

файл для скачивания